Применение технологий виртуальной реальности для повышения эффективности подготовки дознавателей в области расследования пожаров

Применение технологий виртуальной реальности для повышения эффективности подготовки дознавателей в области расследования пожаров

В настоящее время образовательный процесс считается одним из наиболее перспективных направлений для развития и внедрения различных современных технологий, одной из которых является виртуальная реальность. Ее применение открывает новые возможности для изучения теории и отработки практических навыков, являясь эффективной альтернативой традиционным методам обучения.

Разработка методики применения в образовательных организациях МЧС России программно-аппаратного комплекса на основе технологий виртуальной реальности (виртуального тренажера) позволит повысить эффективность формирования профессиональных компетенций специалистов в области расследования пожаров.

Технологии виртуальной реальности для повышения эффективности подготовки дознавателей в области расследования пожаров в образовательных учреждениях МЧС России представляют принципиально новое средство в данном направлении и не имеют аналогов стране и за рубежом.

Общие сведения

Сфера деятельности
Образование
Область знаний
Инженерно-технические науки
Область знаний
Образовательный
Организация–исполнитель проекта
ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Сроки реализации проекта
в 2019 г.

Руководители

Лагунов Андрей Николаевич
Лагунов Андрей Николаевич
Кандидат педагогических наук, начальник кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, майор внутренней службы

Цели

Повышение эффективности подготовки дознавателей в области расследования пожаров с использованием технологий виртуальной реальности.

Задачи проекта

1) Провести анализ перспектив применения виртуальной реальности для повышения эффективности подготовки специалистов в области расследования пожаров.

2) Разработать виртуальный тренажер, позволяющий обучающимся получать и совершенствовать профессиональные навыки проведения следственных действий в рамках расследования пожаров.

3) Разработать методику использования виртуального тренажера в образовательном процессе с последующей экспериментальной проверкой эффективности формирования профессиональных компетенций в области расследования пожаров на ее основе.  

Методы

Теоретические – анализ литературы по исследуемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового опыта в данной области; практические – моделирование, синтез; эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных, полученных в результате опытно-поисковой работы.

Основные участники

Пожаркова Ирина Николаевна
Пожаркова Ирина Николаевна
Кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Гапоненко Мария Викторовна
Гапоненко Мария Викторовна
Преподаватель кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, старший лейтенант внутренней службы
Слепов Александр Николаевич
Слепов Александр Николаевич
Преподаватель кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, подполковник внутренней службы
Трояк Евгений Юрьевич
Трояк Евгений Юрьевич
Старший преподаватель кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, майор внутренней службы
Богданов Александр Александрович
Богданов Александр Александрович
Старший преподаватель кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Результаты проекта

Новые возможности для изучения теории и отработки практических навыков

Установлено, что применение технологий виртуальной реальности открывает новые возможности для изучения теории и отработки практических навыков, являясь более дешевой и эффективной альтернативой традиционным методам. В частности, данный подход позволяет расширить функционал проводимых практических занятий в сфере пожарно-технической экспертизы, что дает возможность обучающимся приобретать опыт проведения расследования на месте пожара без выезда на него, сокращая затраты и время на подготовку специалистов в данной области. На основании проведенного анализа был сделан вывод о целесообразности внедрения компетентностно-ориентированного дидактического сопровождения на основе технологий виртуальной реальности в образовательный процесс подготовки специалистов пожарно-технического профиля для повышения его эффективности.  При этом отмечено, что внедрение компетентностно-ориентированного дидактического сопровождения на основе технологий виртуальной реальности в образовательный процесс подготовки специалистов пожарно-технического профиля не потребует его существенных изменений, т.к. достаточно адаптировать соответствующие практические занятия без изменения их формата.

Виртуальный тренажер для подготовки специалистов пожарно-технического профиля

Разработан виртуальный тренажер для подготовки специалистов пожарно-технического профиля, для чего на основе сравнительного анализа был произведен выбор программного и аппаратного обеспечения, соответствующего заданным требованиям и позволяющего в дальнейшем наращивать его функционал. Кроме того, построена и реализована архитектура тренажера, функциональные модели его эксплуатации, произведена настройка программного обеспечения и разработаны виртуальные полигоны с имитацией реальной обстановки на месте пожара.

Изображение №1 Увеличить изображение
Изображение №2 Увеличить изображение
Изображение №1
Изображение №2

Источники финансирования и инвестиций

Федеральный бюджет

Портфолио

Перспективы применения технологий виртуальной реальности в подготовке специалистов ГПС МЧС России

Р.С. Назмутдинов, А.А. Богданов, А.Н. Лагунов, И.Н. Пожаркова, А.Н. Слепов // Мониторинг, моделирование и прогнозирование опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 276-279.

Повышение эффективности подготовки дознавателей в области расследования пожаров с использованием технологий виртуальной реальности

И.Н. Пожаркова, А.Н. Лагунов, А.Н. Слепов, М.В. Гапоненко, Е.Ю. Трояк, А.А. Богданов // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2019. № 4 (15).

Семинары, мастер-классы, экспертные сессии

Региональный научно-практический семинар «Актуальные вопросы обеспечения безопасности технологических процессов, расследование и экспертиза пожаров».
Время проведения
29 марта 2019, 15:00–19:00
Место проведения
г. Железногорск, ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Участники межкафедрального семинара познакомились с актуальной информацией, касающейся управления рисками в техносфере, совершенствования инструментальных методов и технических средств расследования и экспертизы пожаров, применения методов математического моделирования пожаров в зданиях и сооружениях различных классов функциональной пожарной опасности; использования современных образовательных технологий и лабораторного оборудования в учебном процессе.

В работе семинара приняли участие представители профессорско-преподавательского состава Академии, научно-педагогические работники и обучающиеся ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», сотрудники ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС № 93 «Испытательная пожарная лаборатория» МЧС России».